Главная » Статьи » Все о Женском » Психология |
Анализ почерка как инструмент психодиагностики человекаВо многих странах анализ почерка является одним из самых популярных средств в психодиагностике личности. Графологическое тестирование давно применяется в странах Европы, Израиле и США. О принципах графологического исследования рассказывает дипломированный специалист - графолог, Член ИОНГ (Израильское Обьединение Научной Графологии), специалист по почеркам (английский, иврит, русский языки) Инесса Гольдберг.
Анализ почерка как инструмент психодиагностики человека
Действительно, это правда: анализ почерка скрывает в себе многие
возможности и важную информацию. Почему, каким же образом? Попробуем
простыми словами обьяснить то, что давно открыли и особенно интенсивно
исследовали в прошлом веке ученые в данной области. Мозг управляет и определяет нашу способность к концентрации, к ориентации, запоминанию, способность реакций в разных ситуациях. Именно наши врожденные особенности определяют основной тип мышления, восприятие, определяют нашу психосоматическую конституцию. Вопреки попыткам внушать нам обратное в советскую бытность, когда генетика и графология назывались «лженауками», как уже давно известно, человек не рождается «чистым листом», из него невозможно слепить «идеального человека». Более того, смею добавить: наша сознательная воля, желание, какие-то внешние факторы отнюдь не являются основной частью всей личности, это - только малая видимая часть целого «айсберга», основной массив которого неизменен и покоится в толще океана подсознания и врожденных особенностей. Как было сказано, наш мозг и личность оставляют свою «печать» во всех внешних проявлениях, в телодвижениях и т.д. Наглядной аналогией этого принципа, только в микро-масштабе, является наш почерк. Взаимосвязь между мозгом и моторикой тела используется еще с древних времен: особые положения кисти, пальцев при медитации, релаксации, движения такой популярной сегодня данс-терапии обусловлены отнюдь не случайностью или эстетическими соображениями. Так можно посылать в мозг желаемые импульсы — ведь это постоянно делает сам мозг: он оставляет следы происходящего внутри него через тело, во всем (в частности, в почерке), подобно подробному рентгеновскому снимку. Анализируя почерк, специалисты используют знания физиологии, моторики и психологии. Мозг не даст солгать или скрыть что-либо, т.к. любое проявление внутреннего неблагополучия будет давать разного рода помехи в почерке: рука дрогнет, движение исказится, а иногда – возникнет невольное микродвижение, собьется скорость или нажим..... Один интересный пример – так называемые «белые дыры». Ими называют те части листа, что оставлены чистыми. Опытные графологи знают, что ничего не происходит без причин, — да и я, обучавшаяся у них, Ваша покорная слуга, не перестаю убеждаться в их правоте, — все действительно работает и подтверждается! Эти «белые дыры» в рукописном документе, письме или листе бумаги — есть ни что иное, как «черные дыры» подсознания! Иногда видно, как «вылезающее» подсознание буквально поглощает человека, как он чувствует себя буквально парализованным в некоторых областях жизни, оторванным, отчужденным, и без всяких обьективных на то причин, глубоко одиноким, непонимающим и непонятым... Белые «черные» дыры имеют свои интерпретации в зависимости от своего расположения; в анализе почерка очень важное значение имеют стороны, направления. Например, у каждого из четырех «полей», обрамляющих текст, есть свое значение. Кроме того, анализ почерка исследует личность в трех измерениях, а не двухмерно: высота, ширина и глубина. Как ни странно, но от руки почти ничего не зависит, она — лишь инструмент нашего мозга: именно МОЗГА в целом — не столько сознания. Это подтверждают и исследования под гипнозом (когда внушенные возраст, разные человеческие качества или эмоции подтверждали известные закономерности). Психодиагностика по почерку является настоящим «лабораторным анализом» личности и она хороша тем, что решает извечную проблему любого психологического типирования — проблему субьективности в самом процессе типирования (с обеих сторон). К такой психодиагностике невозможно подготовиться или представлять, как примерно дОлжно «ответить». Диагностироваться можно много раз, не опасаясь, что человек к чему-то уже «привык» или «слышал». Процесс такого анализа личности не требует присутствия испытуемого. Особенно важно то, что, в отличие от других методов тестирования, графологический анализ индивидуален: использование типологий — лишь предварительный этап. После того, как базовый психотип личности установлен, картина личности дополняется определением неповторимых, присущих только ей, штрихов, особенностей развития, отклонений или проблем. Важно понять, что реальные люди редко в точности подходят под описание психотипов в чистом виде. Часто человеку присуще свойства нескольких типов. Кроме того, определяющими моментами в личности часто могут стать лежащие за рамками определения психотипов как таковых, черты (это могут быть неврозы, психологические травмы, религиозные установки или убеждения, особенности воспитания, влияние среды). Такой анализ позволяет определить и уровень жизненных сил, сексуальных притязаний и удовлетворенности данного человека. В качестве дополнительного подтверждения или дополнения
графологическому заключению, графологи применяют и графические,
проективные, цифровые и др. тесты. Анализ почерка является мощным
инструментом психодиагностики. Сказанное выше дает лишь базовое
представление о возможностях этого инструмента.
Желающих заказать услуги профессионального графолога или сотрудничать, а также наших коллег, психологов, любителей графологии и тех, кто по роду своей деятельности так или иначе связан с психодиагностикой
Примеры графологического анализа
№1 и №2. Типичные почерки девушек-подростков. Тенденция левонаклонности в сочетании с округлостью, связанностью и стилизованностью. Небольшой разброс высоты, состредоточенность на центре форм. Преобладание движений «вовнутрь». Контроль формы засчет потери в скорости. Авторы почерков
– состредоточенные на себе и своих субьективных чувствах, личности. Им
присуще принятие решений и поведение – в соответствие скорее с
чувствами, нежели с рациональностью. Также – чувство протеста, в том
числе – родительскому влиянию. Со стороны такие девочки кажутся
упрямыми или эгоистичными, тогда как на самом деле – это лишь их
попытка добиться автономности, самостоятельности, взрослости и
отмежеваться от опеки и влияния родителей, все еще воспринимающих свою
дочь как ребенка. Также – характерна озабоченность своим имиджем,
внешностью, статусом среди себе равных. Несмотря на демонстрацию
протеста и независимости, девочки на самом деле именно очень зависимы и
чувствительны к мнению о них окружающих, их осуждению, они остро
нуждаются в одобрении взрослых.
№3 Почерк обнаруживает почти тотальный контроль над своим вниманием. Непродуктивная стилизованность – страдает скорость и спонтанность письма. Раздельность. Четкая организация текста на листе. Неровность строчек. «Вынужденный» правый наклон. Узкие «петли», надлом в «б». Автор почерка – скрывается за «маской». Это чрезвычайно осторожный и рассчетливый человек. Такая «маска» заключается в том, что он пытается создать впечатление наивности и открытости – хотя на самом деле напряженно наблюдает и может неожиданно начать манипулировать человеком или использовать собранную о нем (пользуясь сначала его доверием) информацию. Этот человек – формален, официален по своей сути, бюрократичен если выдается возможность проявить это. Упрям, находится во власти стереотипов и не меняет своего мнения. Основателен, придирчив к деталям и подробностям.
№4. Почерк узкий – зажатый, правонаклонность, форма букв угловатая. Связанность, но короткие окончания слов. Падающие строчки. Ход строчек, однако, тоже неровный. Нажим – средний до сильного. Отсутствие правых «полей», текст идет «сплошной массой». Автор почерка – молодая женщина, которая свеми силами старается «держаться на плаву», но похоже, это ей не очень удается. Она живет не в удовольствие, не ради себя – а ради одного морального долга, понятий «надо», «обязана», «дОлжно». Это личность, крайне критичная к себе, готовая на самопожертвование. Можно быть уверенными, что в ее жизни был не один человек (мужчина), просто – напросто пользующийся ее жертвенностью. Пока она не расслабится, не научится не только отдавать, но и получать, ценить себя и не чувствовать вины там, где ее нет, пока она не выставит к окружающим ее людям такую же высокую планку требований, которую ставит только себе – описанный сценарий будет повторяться и дальше.
№5
№5. Тотальный моторный контроль. Абсолютное следование стандарту прописей. Крайняя стилизованность и крайне низкая скорость почерка. Узость «петель» (см. букву «е» в словах «желаю», «тебе» и др.). Надломленность низа «р» в «марта», искусственно превозмогаемые расстояния от «у» в «учиться», «й» в «твой» и др. признаки. Автор почерка – безусловно, никакой не школьник «Вова». Это взрослая женщина, специально натренированная писать «прописным» почерком. Несмотря на это, все-таки и здесь проявились некоторые свойства личности пишущей. Так пишет человек неспонтанный, напряженный (о чем говорят некоторые сбои – рука не выдерживает большого мышечного напряжения и концентрации и кажется, что вот-вот «дрогнет»). Только человек, внутренне боящийся или не смеющий выразить свою индивидуальность, быть «не как все», смирившийся с рутинным и монотонным существованием, способен настолько подавить все личное и настолько «безукоризненно» изобразить стандарт. Содержание – приносится в жертву пустой форме. К тому же, на более глубокий взгляд, это самоподавление хорошо видно в зажатости некоторых букв и линий.
№6
Автор почерка
– эмоциональный человек, старающийся контролировать любые проявления
своих эмоций, а также все свои слова и действия. Сдержан. Высокая
самокритика, высокий морально-этический уровень. Вопреки тому, что не
показывает этого – он все же весьма самолюбив и любит почтение и
признание.
№7. Максимальная заполненность листа (нет полей со всех 4 сторон). Вид «общей массы». Раздельное написание. Форма – скорее печатная, очень угловатая. Плохая ориентация и расположение на листе. Отсутствие расстояний между строками, порой и между словами. Неустойчивость. Неровность хода строк. Непостоянность размеров, пробелов, формы, колебание наклона. Автор почерка
– мужчина, доминантная личность. Ему присуща грубоватая чувственность.
Любит чувствовать себя победителем. Не любит церемониться, приступает
сразу к делу. Высокий болевой барьер. Экстравертен. Громко и много
говорит, перебивая собеседника. Плохо ориентируется в бытовых жизненных
ситуациях, упускает мелочи. Живет «здесь и сейчас», нетерпелив и
порывист. Имеет отличные руки – может мастерить, строить, расположен к
технике или физическим усилиям.
№8 №8. Необычный почерк. Левый наклон. Отсутствие нюансов цвета и нажима. Плохая читабельность. Сильный нажим. Неровность строчек. Средняя зона букв тянется и занимает место в верхней – вопреки стандарту (см. «н», «р», «ь»). Одновременно – укороченные отростки «р» и треугольные петли «у» и «д». Раздельность. Надлом верхней зоны - «б», «т». Автор почерка - индивидуалист и всячески подчеркивает это. Обладает большим самомнением, чувством превосходства. Крайне чувствителен к вопросам своего статуса, авторитета и достатка. Толстокож и нечувствителен к другим. Пытается выглядеть умнее, чем есть и производить впечатление высокоинтеллектуального человека, но это только видимость. Проблемы в интимных отношениях. Отстраннен, искренние отношения ему незнакомы. Хитер, манипулятивен, пользуется для этого своей интуицией. Неблагонадежен.
№9. Почерк вызывающе нестандартен. Правонаклонность, узость, упрощенность, низкая читабельность. «Налезание» нижней зоны на чужую территорию – соседние строчки. Колебания формы, наклона, размеров, расстояний. Интенсивность импульсов, резкая угловатость. «Вылезание» средней зоны на место верхней («з», «д»), почти полное отсутствие полей. Резкий надлом верхней зоны – «б». Автор почерка – мужчина, основые мотивы личности которого – это внутренний протест, гнев, хроническая обиженность и мрачное восприятие жизни. Строптивое неприятие авторитетов, импульсивность. Всегда находится кто-то или что-то как повод для недовольства. Эмоциональная зажатость, частично вызванная подавляющим воспитанием со стороны отца пишущего. Человеком владеет и сопровождает по жизни ощущение «жертвы», обиженного и оскорбленного. Для него характерны – жесткость и отсутствие душевной близости в отношениях.
№10. Почерк – разделен, фигурист, стилизован. Колеблющийся прямой наклон. Закручивающиеся вовнутрь движения (петля и возвращающийся к центру хвостик «б», буква «с», «о» и др.). Непродуктивные с точки зрения написания, элементы и излишества ( см. «д», «у», «з», «й» и др.). Одновременно – теряющие прямоту строчки, неравномерные расстояния между ними. Нижние элементы букв «залезают» на территорию нижеследующих строк. Промежутки между словами также неравномерны, с тенденцией к уменьшению. Заполненность пространства целиком. Автор почерка
– представительница классической «маски», ставшей «второй натурой».
Этой женщине присуще убеждение, что форма, впечатление, имидж – важнее
истинной сути. Она сконцентрирована на себе и своих переживаниях,
словно «улитка», свернутая в своей раковине, пессимистична.
№11 №11. Автограф. Максимальная скорость в сочетании с полным игнорированием формы. Молниеносный импульс движения. Максимальное отклонение от стандарта. Негармоничность расположения. Угловатость с резкостью. Очень крупные размеры. Автор автографа
– «гений и дьявол» одновременно. Он сочетает редкую остроту ума и
редкую же импульсивность. Мгновенное восприятие и неуравновешенность.
Авторитарность до мании величия и манипулятивность. Интересы прежде
принципов. Агрессия – вероятно, не только словестная. Отсутствие
каких-либо навыков взаимоуважительного общения с окружающими людьми,
если такая видимость имеет место – то это исключительно имеет подоплеку
личных интересов и выгоды.
№12
№12. Автограф неровный, неустойчивый. Далекий «разгон», размашистость. Закрытые сверху «аркады», частичная неразборчивость, связность. «Конусное» постепенное уменьшение от начала к концу. Сильно выраженная правонаклонность в сочетании с узостью букв. Маленькое расстояние между словами. Подчеркивающие линии, на которые как бы опираются буквы, имеют аркообразную и резкообрубленную форму. Автор автографа
- женщина, пытающаяся производить впечатление легкости,
эмоциональности и капризной женственности, на самом деле – очень
страдающая и неуравновешенная личность, надломленная и неуверенная в
себе, с тщательно скрываемой низкой самооценкой, перепадами настроения,
огромными страхами и нервным напряжением. Видна острая потребность в
близких, взаимных отношениях и даже болезненная зависимость от кого-то.
Болезненно жертвенна, готова на унижение ради приятия. Пишущая с трудом
держит себя, она постоянно оглядывается на свое прошлое, свои корни,
дом. Что-то заставляет ее быть очень скрытной, она держит в себе
какую-то тайну. И боится, очень боится будущего.
Автор автографа – на самом деле скорее интровертна, нежели экстравертна. Эстетический вкус, чувство формы и цвета. Мечтательность, фантазии. | |
Просмотров: 483 | |
Всего комментариев: 0 | |